"Дерево растет в Бруклине" - популярный роман среди американских школьников, написанный Бетти Смит. 


Роман как бы разделен на пять книг, в каждой из которой описывается жизнь главной героини - Фрэнси Нолан в разные временные промежутки. На протяжении всего романа читатели наблюдают за ростом девочки, изменением ее интересов, характера и взглядов на мир.


Первая книга знакомит нас с главной героиней и ее семьей, рассказывает об окружении девочки и о ее интересах. Фрэнси - удивительная девочка с особым взглядом на мир. У нее совсем нет друзей, но она не чувствует себя одинокой. Она научилась читать в совсем еще раннем возрасте и с тех пор каждый день читает по книге. Также Фрэнси любит наблюдать за другими людьми. По вечерам она сидит на пожарной лестнице и выдумывает интересные истории о возможной жизни проходящих мимо.


Вторая книга переносит нас назад, в самое начало истории Фрэнси. Нам рассказывают отдельно о родителях девочки, об истории их любви. Здесь описывается и ранняя жизнь Фрэнси, когда она была совсем маленькой девочкой. Уже тогда Фрэнси была особенной. Она рано начала читать, поэтому была умнее остальных детей. Но, к сожалению, дети так не считали, они называли девочку странной, и никто не хотел с ней дружить. Фрэнси это ничуть не расстраивало, ей нравилось быть одной. Она восхищалась совершенно обычными вещами, такими как падающие листья, уличный оркестр, музыка шарманки, простые кирпичи и картинки природы.


Третья книга - самая длинная и, наверное, моя любимая книга всего романа. Здесь Фрэнси постепенно превращается в девушку, она растет и умнеет перед читателями, здесь рассказывается о ее переходном возрасте, начиная с 13-и и заканчивая 17-ью лет. 

В этой части очень хорошо описаны отношения девочки со своей семьей. Отец девочки страдает алкогольной зависимостью, но при этом очень любит своих детей и готов сделать все ради их счастья. Узнав, что Фрэнси хочет петь, устроился на подработку, чтобы заработать на это деньги. Фрэнси захотела в новую школу, папа сделал все для ее перевода. Он всегда поддерживал дочь, был с ней и грустные, и в счастливые моменты. Эпизоды с отцом Фрэнси иногда пробивали меня на слезы, его взаимоотношения с дочкой, такие теплые, семейные и счастливые, всегда вызывали на моем лице улыбку. С мамой у девочки более серьезные отношения. Она, конечно, любила свою дочь, так же поддерживала и помогала ей, но делала она это по-другому. Гораздо чаще мама учила Фрэнси жизни, объясняла дочери, как все устроено и давала ей образование.

Фрэнси должна была пойти в школу и очень ждала этого момента, "одинокий ребенок, она горячо стремилась к обществу детей", но в школе все ее мечты о прекрасном месте разрушились. В этом месте девочка познакомилась с классовой системой, узнала, в чем отличие богатых от бедных и ощутила на себе угнетение и ненависть со стороны детей, которым повезло родиться в семьях с достатком.

Фрэнси начинала взрослеть. "Ребенку мало знакомо такое понятие, как будущее. Его будущее не простирается дальше следующей недели, а год от Рождества до Рождества кажется вечностью" - так думала Фрэнси раньше, но сейчас время для нее идет быстрее, оно бежит с огромной скоростью, оно ускользает от нее, и это пугало девочку. Фрэнси начала замечать, что ее мама, которая "всегда права" на самом деле тоже ошибается и знает не абсолютно все, как было раньше. И многие черты своего папы, которые ей раньше так нравились, она стала считать смешными. Все вокруг будто изменилось, но в то же время не изменилось ничего. Изменилась лишь сама Фрэнси.


Четвертая книга рассказывает об уже почти взрослой, 17-летней Фрэнси. Девушка принимает по-настоящему взрослые и важные решения в своей жизни, устраивается на работу, помогает маме. Фрэнси в первый раз влюбляется и в первый раз разочаровывается в этой любви. Она начинает все чаще разочаровываться в жизни, все оказывается совсем не таким, каким его представляла Фрэнси. Но девушка по-прежнему остается счастливой. На работе она занимается любимым делом (чтением книг), что не может ее не радовать. Фрэнси влюбляется в нового парня, который никуда ее не торопит, в отличии от предыдущего, дает целых 5 лет на понимание  и осознание своих чувств и искренне любит девушку.


Пятая книга  завершает историю уже полюбившейся читателю Фрэнси. В этой части описываются события из самого начала романа, только теперь с повзрослевшей Фрэнси. Девушка готовится к переезду и в последний раз обходит любимые места своего особенного города Бруклин. Она проходит мимо любимой школы, в которую ее перевел папа, прощается с любимыми домами, заходит в раннее любимые ею магазинчики с игрушками и конфетами, покупает в них то, что не могла будучи ребенком, она заходит в библиотеку, в которой проводила так много времени и в последний раз заходит в свой дом.

Роман начинался с эпизода, в котором маленькая Фрэнси, сидя на пожарной лестнице, вглядывалась в окна соседнего дома и наблюдала за девушкой, которая красовалась перед своим  зеркалом. И вот сейчас уже взрослая Фрэнси так же прихорашивается у зеркала, а другая маленькая девочка со своей лестницы наблюдает за Фрэнси.



Когда я только начала читать эту книгу, она показалась мне неинтересной и скучной, мне не хотелось тратить время на подобную книгу, но я все же продолжила читать. С каждой новой страницей я привыкала к главной героине и проникалась к ней любовью. Я радовалась, когда радовалась Фрэнси и грустила, когда грустила Фрэнси. Я вместе  ней переживала все книжные события. Вместе с девочкой я радовалась выигранной ею елкой на Рождество, вместе с ней я боялась напавшего на нее убийцу и вместе с Фрэнси я плакала на похоронах ее отца. Финал книги особенно меня тронул. Когда спустя долгое время описывались места из самого начала истории, о которых я уже успела забыть, я не могла сдержать слез. Авторща книги смогла так чувственно описать прощание Фрэнси с любимым городом. Грустно было осознавать, что с минуты на минуту книга подойдет к концу и придется попрощаться с любимой и особенной Фрэнси. 

Эта книга произвела на меня большое впечатление. После прочтения я не могла отвлечься ни на что другое и думала только о книге, о ее ужасно трогательном финале и о Фрэнси. Возможно, я слишком впечатлительна и эмоциональна, но если это и так, я рада. Для меня книга считается хорошей, если она способна вызвать эмоции. "Дерево растет в Бруклине" справилась с этой задачей. Мне очень понравилась эта книга, я еще долго буду вспоминать о ней и думаю, не скоро забуду.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Маленькие женщины. Луиза Мэй Олкотт.

Страна самоцветов. Харуко Ичикава.